Берлинале: «Бог есть, ее имя Петруния»


Берлинале: «Бог есть, ее имя Петруния»

Жизнь главной героини Петрунии полна шаблонных неурядиц: с дипломом историка она не может найти работу в македонской провинции; ни мужа, ни детей, ни бойфренда; мать регулярно напоминает, что женщине уже 32, годы берут свое. Очередное фиаско на собеседовании, когда работодатель заявил, что не может взять Петрунию секретаршей, потому что она без опыта, выглядит на 42 и не возбуждает его, кажется, доводит героиню до отчаяния.

Берлинале: «Бог есть, ее имя Петруния»

В тот же день — Богоявление — она становится свидетельницей ежегодного состязания: священник бросает в реку крест, а молодые мужчины ныряют за ним. Считается, что тому, кто первым достанет реликвию, будет сопутствовать удача. Как раз для правоверных, которые, вообще-то, должны верить, что бог всегда с ними, а посему никакие амулеты, обереги и символы удачи им не нужны.

Берлинале: «Бог есть, ее имя Петруния»

По правилам, в состязании могут участвовать только мужчины. Что-то взбрело Петрунии в голову, и она наравне со всеми прыгнула в ледяную воду. И победила. Но разъяренные мужчины устроили потасовку, требуя вернуть «украденный» крест. Петруния вместе с реликвией скрывается.

Берлинале: «Бог есть, ее имя Петруния»

Далее начинается средневековый процесс, достойный фильма «Жанна д’Арк 2.0». Мир разделился на два полярных лагеря. В одном — мать, полиция, церковь, толпа проигравших мужчин, которые призывают Петрунию одуматься, устраивают многочасовые допросы, не имея на это законного права, требуют вернуть «святую» реликвию, нападают, называют ее олицетворением Люцифера. В другом — лучшая подруга, отец, журналистка, которые называют поступок Петрунии смелым, достойным восхищения, призывают не сдаваться.

Берлинале: «Бог есть, ее имя Петруния»

Македонский режиссер Теона Стругар Митевска не в первый раз обращается к теме религии, месте церкви как института (ее дебютный полный метр вышел в 2004 году под названием «Как я убила святого»), равенства полов. Режиссер с сарказмом показывает работу доблестной полиции, которая не способна сдержать разгоряченных фанатиков, одержимых идеей получения креста. Не вызывает симпатий и молодое македонское поколение, которое, якобы следует заветам бога, но по факту ведет себя как стая, требующая крови — классика религиозных войн. Институт СМИ показан как еще одна корпорация, которая, с одной стороны, дает информации шанс просочиться в эфирное время, с другой,  — следует на поводу у зрительских симпатий. Не сдается только журналистка — конечно, женщина,  — которая воспринимает свою работу как долг перед обществом — рассказывать даже ту правду, которая не нравится аудитории.

Патриархальное македонское общество своей поддержкой незыблемости догм, близко и российскому. Петруния вполне могла бы быть героем нашего времени: женщина, покусившаяся на мужские привилегии, оказалась под угрозой быть либо обвиненной в разжигании национальной, расовой и религиозной розни, либо убитой.


Комментарии
Авторизоваться с помощью: 
avatar
Авторизация
*
*
Авторизоваться с помощью: 
Генерация пароля