То, что осталось за кадром фильма «Белое солнце пустыни»


Фильм «Белое солнце пустыни» — давно стал классикой советского кинематографа, хотя его съемки сопровождались большими сложностями, режиссера обвиняли в профнепригодности, а зрители могли бы и вовсе не увидеть на экранах любимых героев…

Немногие знают о том, что у «Белого солнца пустыни» изначально было не только другое название, но и другая концовка, а вырезанных эпизодов хватило бы на две серии.

В 1960-х годах на волне популярности «Неуловимых мстителей» возрос интерес к приключенческому кино, и на уровне руководства было принято решение о съемках «истернов» с историко-революционным содержанием в противовес зарубежным «вестернам».

К работе над сценарием нового фильма с рабочим названием «Басмачи» (или «Пустыня») привлекли Андрея Кончаловского и Фридриха Горенштейна. В основу сюжета легла история, рассказанная участником Гражданской войны, о том, как в Средней Азии басмачи, спасаясь бегством от красноармейцев, бросали в пустыне свои гаремы. Так родилось еще одно название фильма — «Спасите гарем».

Кончаловский вскоре покинул проект ради съемок другого фильма. От работы также отказались Юрий Чулюкин и Андрей Тарковский. Владимир Мотыль планировал снять картину о декабристах, но, получив гарантии полной свободы действий на съемочной площадке, он согласился взяться за работу над предложенным проектом о «басмачах».

Советскому кинематографическому руководству название «Спасите гарем» показалось двусмысленным, поэтому был утвержден другой вариант — «Белое солнце пустыни».

На роль красноармейца Сухова пригласили Георгия Юматова, но на тот момент у него уже были серьезные проблемы с алкоголем, и опасения режиссера по поводу того, что он может сорвать съемки, были небезосновательными.

Через неделю после начала съемок он попал в пьяную драку и явился на съемочную площадку весь в синяках. Тогда режиссер принял решение снимать актера, чью кандидатуру отклонили на пробах, — Анатолия Кузнецова.

Читайте также:  Отсталость США поражает

К съемкам привлекали и непрофессиональных актеров. Только три из девяти жен Абдуллы актрисы, остальные были далеки от мира кино. Женщины тяжело переносили жару, и в тех сценах, где им не нужно было открывать лица, их дублировали молодые солдаты, облаченные в паранджу.

Съемки проходили в Дагестане и Туркмении. Дисциплина в творческой группе хромала — актеры часто пропадали в местных ресторанах и участвовали в пьяных потасовках. Эпизод, где у Верещагина во время схватки на баркасе кровоточит лицо, совершенно натурален. Накануне в драке с местными хулиганами Луспекаеву рассекли бровь.

В течение командировки не успели отснять весь запланированный материал. В результате комиссия забраковала работу режиссера и обвинила его в профессиональной непригодности, а фильм положили «на полку» на 4 месяца. Но поскольку в Министерстве финансов отказались списывать потраченные на съемки деньги, было решено все же дать возможность Мотылю завершить работу над фильмом.

Заключение комиссии о внесении изменений в отснятый материал

Для того чтобы фильм вышел на экраны, режиссеру пришлось переснять несколько сцен, а некоторые готовые эпизоды — вырезать. Так, изначально финал был совсем другим: жена Верещагина от горя сходит с ума, а жены Абдуллы в отчаянии бросаются к мертвому мужу и рыдают над телом.

Сухов ожидал увидеть на их лицах радость спасения, но они пробегали мимо него и принимались причитать над мужем, как и положено восточным женщинам. Но такой финал возмутил руководство «Мосфильма».

Катерину Матвеевну сыграла непрофессиональная актриса — редактор студии «Останкино» Галина Лучай

Многие кадры не вошли в картину. Так, был вырезан эпизод, когда Абдулла поджигал бак, где прятались его жены. Женщины, спасаясь от огня, должны были, скинув одежду, выбраться наружу. Но все они наотрез отказались сниматься обнаженными.

Читайте также:  Факты о легендарном фильме "В бой идут одни «старики»" (16 фото)

После долгих уговоров они согласились, поставив условие: на съемочной площадке не должно быть мужчин. Но избавиться от операторов и осветителей не было возможности, поэтому прогнать пришлось только плотника.

Правдами и неправдами эпизод сняли, но комиссия потребовала его убрать. Пришлось также «вырезать ляжки» Катерины Матвеевны, когда она с задранной юбкой переходила через ручей, так как это расценивалось как порнография. Удалили и те сцены, в которых Верещагин пьянствовал — герой не мог быть алкоголиком.

Из фильма вырезали многие сцены с женами Абдуллы. Искусствовед и переводчица Светлана Сливинская, сыгравшая роль Саиды, рассказывает: «Сначала планировалась приключенческая картина под названием «Спасите гарем», где главными были Абдулла и его жены. Но материал порезали, картину переименовали, главным стал не гарем, а рассказ о том, как происходила революция в азиатских странах.

Помню, забраковали сцену, как в одном из снов Сухов под песню «Из-за острова на стрежень» кидает меня с баркаса. Я должна была покорно уходить под воду. Хорошо, что аквалангисты меня вовремя вытащили! А потом сцену велели вырезать как жестокую».

Светлана Сливинская в роли Саиды

Кадр, не вошедший в фильм: сон Сухова о том, как он, вспомнив жену, бросает в воду женщин из гарема

Но и после этих изменений материал не удовлетворял комиссию, и Мотылю пришлось внести еще около 30 правок. Финальный вариант существенно отличался от первоначального, но директор «Мосфильма» не был доволен результатом и не подписал акт о приемке.

Зрители наверняка так бы никогда и не увидели один из лучших советских фильмов, если бы однажды на закрытом просмотре «Белое солнце пустыни» не показали Леониду Брежневу. Он пришел в такой восторг от увиденного, что картину выпустили в прокат.

Читайте также:  Свадебная фотосессия на высоте 2200 метров

В первый же год фильм посмотрели 35 миллионов зрителей, и до сих пор он не теряет своей популярности.


Комментарии
Авторизоваться с помощью: 
avatar
Авторизация
*
*
Авторизоваться с помощью: 
Генерация пароля