История с RT показывает: хвали день по вечеру


Иновещание редко пользуется любовью и уважением властей страны, на которую вещают из-за рубежа. Слушание передач лондонского радио никак не приветствовалось в Третьем рейхе, передачи западных радиостанций в СССР более или менее активно глушились, а в рамках контрпропаганды в советской прессе им посвящались разоблачительные материалы под названиями «За кулисами диверсий» и «Диверсия без динамита».

Но то были страны недемократические, тогда как государства, приверженные демократии и правам человека, строго руководствовались ст. 19 Всеобщей декларации прав человека, утверждающей «свободу беспрепятственно искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ».

Когда-то западные радиостанции даже использовали ст. 19 в качестве заставки, а советские идеологи от бессильной злобы только скрежетали зубами, т. е. глушили.

Но всё меняется — порой даже с точностью до наоборот.

Теперь в состоянии злобы пребывают наши демократические западные партнёры, рассматривая вещание RT на их страны как диверсию без динамита, а о праве свободно получать информацию и идеи любыми средствами предпочитают не вспоминать.

Мотивы тут могут быть разными.

Иногда чисто прагматическими, как в стране свободы, равенства и братства. Макрон ополчился на RT и радио Sputnik ещё в бытность свою кандидатом в президенты Франции (апрель 2017 года). Причина (кроме вообще нелюбви Макрона к СМИ, родную французскую прессу он тоже не любит) была в том, что к президентской избирательной кампании все большие французские СМИ были чётко построены и дули в одну дуду: «Макрон — наш президент». RT же в эту дуду не дул, чем нарушал общую стройность. Стало быть, кляп тебе в глотку.

Поскольку выстраивание всех СМИ, кроме совсем маргинальных, есть веление нашего демократического времени, то наличие иновещания (причём не маргинального: RТ на Западе — это не совсем то, что радио Албании в СССР, над которым все только надрывали животики) производит неприятный диссонанс в общем хоре.

А надо понимать, что нынешняя передовая идеология Запада (это вообще свойственно передовым идеологиям) крайне чувствительна ко всему, что не по шерсти, а против шерсти. Тут неолиберальные гуманисты прямо звереют, указывая, что никакое это не право свободно получать информацию, а злейшая пропаганда и идеологическая диверсия.

Причём слово «пропаганда» толкуется весьма широко. Всего лишь сухие сообщения о случаях беженского насилия над бундесбюргерами — без каких-либо призывов и оргвыводов — тоже являются «пропагандой», с точки зрения защитников современных европейских ценностей. Правильный подход — это вообще замалчивать такие инциденты (насилие над немками в Кёльне, Дюссельдорфе, Берлине, Гамбурге в новогоднюю ночь 2017 года замалчивалось четыре дня, пока всё-таки не прорвало), а уж если не получается, то в духе политкорректности замалчивать национальность насильников.

Разрушение этого умолчания есть «опасная пропаганда». То, что совсем не обо всём надо говорить, мы проходили ещё в СССР. Теперь советский опыт с большим рвением перенимается в странах свободы и демократии.

То, что властям и идеологам всякий диссонирующий голос — нож острый в сердце, это понятно: власти — они везде такие. Но, как выясняется, и журналистскому цеху Запада диссонансы тоже неприятны. Немецкий союз журналистов (DJV) попросил надзорные органы Германии не выдавать RT Deutsch лицензию на телевизионное вещание. Председатель DJV Франк Юбераль назвал телеканал «пропагандистской станцией», а таблоид Bild выразился ещё круче, назвав RT Deutsch «вражеским вещанием» (Feindsender). Заметим, что в СССР термин «вражьи голоса» не употреблялся в публичной речи — только в приватной и в ироническом смысле. Официально говорилось «иностранные радиостанции». Тогда как в Третьем рейхе слово Feindsender употреблялось и влекло за собой довольно неприятные последствия.

Журналистская солидарность выдающаяся, что и говорить, но взглянем на вещи с точки зрения работников немецких СМИ — в особенности работников телевидения.

Господствующая в тамошних СМИ политкорректность заставляет работников вещать по принципу старинной детской игры «барыня прислала сто рублей, что хотите, то купите, чёрного и белого не берите, «да» и «нет» не говорите». Тогда как RT Deutsch в эту игру не играет. Но тогда конкуренция между телеканалами подобна состязанию в беге, где RT Deutsch просто бежит как может, а немецкие коллеги упражняются в беге в мешках. Что, в общем-то, довольно неудобно.

Если выбить конкурента посредством апелляции к государственным органам ФРГ, тогда в мешках будут бегать все. Что для тех, кто уже так бегает, гораздо приятнее.

Когда-то считалось, что в СССР/России тысячелетнее рабство и пр., а на Западе люди свободные и раскрепощённые. История с RT показывает: хвали день по вечеру.

Максим Соколов, RT

Источник: news-front.info



Логотип Labuda.blog
Авторизоваться с помощью: 
Яндекс.Метрика