Возможно ли сохранить моральную и психологическую устойчивость?: Раздумья над книгой Владимира Бехтерева «Внушение и его роль в общественной жизни»


Раздумья над книгой Владимира Бехтерева «Внушение и его роль в общественной жизни»

Немногие задавались вопросом: а свои ли мысли они думают? Или так называемые собственные убеждения были внушены извне? Причём настолько незаметно, что можно даже не подозревать, в какой момент эти установки стали «своими».

Возможно ли сохранить моральную и психологическую устойчивость?: Раздумья над книгой Владимира Бехтерева «Внушение и его роль в общественной жизни»

Выдающийся русский психиатр Владимир Михайлович Бехтерев (1857−1927) серьёзно занимался природой социальных и психических феноменов. В книге «Внушение и его роль в общественной жизни» делается подробнейший научный анализ вопроса. Это поистине произведение на все времена — над его идеями крайне важно задуматься.

Природа явления

По Бехтереву, внушение — способ влияния одних лиц на других. Внушать — значит, приводить в мысленную сферу другого человека мысли, чувства, эмоции. Причём воздействие ведётся, минуя по возможности критику и суждения.

Возможно ли сохранить моральную и психологическую устойчивость?: Раздумья над книгой Владимира Бехтерева «Внушение и его роль в общественной жизни»

Убеждение может действовать на лиц, обладающих здравой логикой. Тогда как внушению подвластны и те люди, логическое мышление которых развито слабо. В этом состоит различие между данными понятиями.

Внушение от одного лица к другому передаётся, по мнению Бехтерева, через органы чувств. Ведущую роль играет орган слуха, поскольку информация по большей части транслируется посредством речи. Но и другие чувства, особенно зрение, могут служить каналами передачи.

Внушение может быть фактором полезным — об этом Бехтерев пишет, когда упоминает случаи излечения от болезней. Другое позитивное влияние — подъём народных масс на борьбу с врагом.

Но чаще внушение становится поистине губительным явлением — именно ему уделяется самое пристальное внимание.

Коварство психической заразы

Известен факт, что когда бредит один больной с расстройством психики, то его бред быстро заимствуется другими пациентами. Более того: даже здоровые люди могут заразиться бредом больных. И единственный выход — немедленное разъединение лиц, влияющих друг на друга.

Возможно ли сохранить моральную и психологическую устойчивость?: Раздумья над книгой Владимира Бехтерева «Внушение и его роль в общественной жизни»

Сюда же относятся массовые галлюцинации. Условие для этого — господство идеи одного и того же рода. Причём речь идёт о психически здоровых людях. Тем не менее в таких условиях развиваются галлюцинации у многих лиц одновременно. Когда их мысли работают в одном направлении, то появляются обманы чувств.

Невольное внушение, самовнушение и взаимовнушение приводят к чудовищным случаям в сектах. Известны примеры замуровывания сектантов заживо. Несчастные шли на это охотно — верили, что таким образом они переселяются в «лоно праведных».

Другой случай — в раскольничьей секте считали перепись населения записью у Антихриста. Страх усиливался путём взаимовнушения и приводил к мысли заморить себя голодом. Такое самоистребление приводило не раз к самосожжению.

Психические эпидемии

В Средние века были массовые случаи самобичевания. Порой даже маленькие дети истязали себя. Ещё описывались эпидемии конвульсионерок: девушки били себя и корчились в судорогах. По мнению Бехтерева, это были приступы истерии. Хотя сами несчастные могли считать судороги признаком «вхождения Святого Духа».

Возможно ли сохранить моральную и психологическую устойчивость?: Раздумья над книгой Владимира Бехтерева «Внушение и его роль в общественной жизни»

Внушением объясняет Бехтерев и распространение колдовства. Галлюцинации могли подкрепляться историями, слышанными ещё в детстве. Эпидемии кликушества и порч тоже возникают под влиянием принятых идей. Это развивается под воздействием убеждения в возможности бесоодержимости. А корни — в суевериях людей. Достаточно одного слова, чтобы возникла вера, что болезнь — дело рук ведьмы или колдуна.

Больная миссия

Самовнушение приводит лидеров сект к убеждению в своей особой роли. Бехтерев описывает бедствие, известное как малёванщина — от имени некоего крестьянина Кондратия Малёванного. Он возомнил себя мессией, а на деле оказался душевнобольным. Однако последователей у него нашлось огромное количество.

Возможно ли сохранить моральную и психологическую устойчивость?: Раздумья над книгой Владимира Бехтерева «Внушение и его роль в общественной жизни»

Случай далеко не единичный. Подобные явления — это явное индуцированное помешательство. Здесь имеет место подчинение воле душевнобольных людей. Порой собрания некоторых сектантов сопровождались настоящим развратом. Жертвами нередко становились женщины. Почему они шли на это — весьма красноречиво выразила молодая крестьянка: «Как в чаду была».

Спиритизм, как считает Бехтерев, — тоже нечто сродни догматам сектантов. А ведь то, что сообщают «духи» — совершенно ничтожно и сравнимо лишь с обычной болтовнёй.

Духовная пустота

Остаётся только удивляться, как «новые учения» принимаются без критики. Бехтерев отмечает физическую сторону, вызванную скудным питанием и малокровием. Но не меньшую роль играет и психологическая почва, связанная с крайним невежеством и неудовлетворением духовных потребностей. Это-то и создаёт условия «необычайной внушаемости отдельных лиц населения, воспринимающих на веру самый уродливый бред душевнобольных».

Внезапные слова

Паника — психическая эпидемия, которая развивается при распространении мысли о неминуемой смертельной опасности. Она охватывает, подобно заразе, целые массы людей. Для развития её порой достаточно одного слова, злонамеренно или случайно брошенного в толпу. Большую роль играет элемент внезапности.

Идея, связавшая незнакомых друг с другом людей, заставляет их действовать по одному сценарию. Толпе нужны вожди. Внушение принимается толпой и отражается от человека к человеку, пока «всякая голова не закружится, всякий ум не помутится». Каждый одновременно и влияет, и подвергается влиянию. Волна внушения растёт, пока не достигает страшной высоты. Психический микроб оказывается не менее разрушительным, чем физический.

Возможно ли сохранить моральную и психологическую устойчивость?: Раздумья над книгой Владимира Бехтерева «Внушение и его роль в общественной жизни»

Мысли современного читателя

Выдающаяся книга помогает выработать иммунитет против губительного внушения. Как ни печально, но оно может распространяться и среди близких родственников. И особую важность обретает умение отделить себя от безумия. Часто требуется разъединение с источником бреда. Но не всегда это возможно. Тогда остаётся наращивать собственную моральную и психологическую устойчивость.

Крайне важно — не пытаться переубедить людей, заражённых нездоровыми идеями. Это в лучшем случае ни к чему не приведёт, а в худшем — они переубедят и вовлекут в свой бред. Умение не поддаваться на провокации сложно развить в себе, однако стоит поработать над этим.

Автор: Наталья Наумова

Источник: shkolazhizni.ru



Логотип Labuda.blog
Авторизоваться с помощью: 
Яндекс.Метрика