Важных особенностях ловли на мормышку со льда. Вопросы касающиеся выбора кивка, мормышки, лески, хитрые приемы игры, нюансы правильного бурения лунок и другие важные и полезные приемы, позволяющие рыболову быть с уловом.
Всем хороша кудесница зима, минимум снаряжения, простейшие гениальные снасти, которым доступны самые отдаленные уголки водоемов. Особенность зимы в том, что она практически стирает грань между обычной и спортивной рыбалкой, мороз во многом объединяет эти виды ловли.
Когда-то у меня были любимые мормышки хитрых форм (под опарыша, муравья и даже мотыля), дававшие немало рыбы. Но став больше ездить по разным водоемам, убедился, что если сильно заострять внимание на «особо любимой» обманке, то не рыба ловится, а больше ищется место, где работает эта обманка. По этой причине уловистая мормышка избегает разнообразия форм, стремясь к функциональности. Обычно это различных размеров «дробинки» или «капельки», которые при минимальных параметрах имеют максимальный вес. Мормышка «капля» более распространена – её проще удерживать в руках при наживлении и снятии рыбы, но мне больше нравятся «дробинки» разных размеров, от миниатюрных диаметром 2 мм до крупных в 5 мм. Первые больше подходят для слабого клева на мелях, более крупные – для скоростной рыбалки при жоре здесь же или облова солидных глубин. Плюс разное покрытие мормышек, серебристое и что-то темное – черное, коричневое или цвета потускневшего свинца.
В мормышках даже одного размера варьируется размер крючка – небольшой (№20-22) для ловли мелочи на такую же миниатюрную наживку, к примеру, на кормового мотыля, который порой здорово оживляет клев. Или значительно более крупный крючок для рыбы приличных размеров, предпочитающей объемную наживку в виде пучка мотыля, крупного опарыша и т.п., но лучше идущей на небольшую мормышку. Другими словами, в практической рыбалке нет прямой зависимости – чем больше приманка, тем больше крючок, но, к сожалению, именно эта зависимость обычна на прилавках магазинов.
Зато есть единое правило по толщине крючка, даже самый крупный должен быть достаточно тонким, сводящим к минимуму количество холостых поклевок. Кроме того, лишь на тонком крючке наживка смотрится красиво, естественно, а не скомканным почти вытекшим трупиком. Раньше опытные рыболовы и те, кто увлекался спортивной рыбалкой, истончали крючки, вытравливая их в смеси соляной и серной кислоты (так называемая «царская водка»), чтобы жало прилипало ко рту рыбы, а мотыль и репейник надевались практически без повреждений. Ведь рыба зимой больше, чем летом, обращает внимание на качество наживки. Мотыля не цепляю по-летнему за кожицу, а вне зависимости от количества надеваю полуколечком – прокалывая у черной головки, проводя крючок вдоль тела, выводя жало наружу где-то посередке. Точно так же наживляю и опарыша, а вот репейника просто протыкаю насквозь.
Нынче, в основном, рыбаки – зимники применяют вольфрамовые мормышки с обычным сквозным отверстием для пропуска лески, считается, что мормышки с петелькой сверху дают ломаную игру. Но остались еще и приверженцы классического свинца, который лишь чуток легче вольфрама, дешевле и на порядок проще в изготовлении, и я больше люблю ловить свинцовыми моделями, и часто отвергаю «корявый» вольфрам, коего полно в продаже.
Всегда смотрю, чтобы мормышка была хорошо отбалансирована – привязанная к леске, висела под углом около 120-130 градусов. Если в процессе ловли или при хранении на удильнике принимает большой угол, то сразу перевязываю.
Под настройкой «инструмента» понимаю гармонию удильника, кивка, мормышки и лески. В среде удильников властвует «балалайка», у которой корпус является и рукояткой, защищает леску на катушке, хорошо лежащий в ладони и не холодящий её. Немаловажно, что ручка компактна (удобно хранить в ящике несколько штук) и легка – около 25 г. Последний момент очень существенен – сложно хорошо мормышить тяжелым удильником. Катушка у нее достаточно большого размера, позволяющая быстро разматывать – сматывать леску. Важно только, чтобы регулировка тормоза позволяла вращаться катушке плавно, без рывков, иначе можно порвать тонкую леску при размотках, когда выставляешь рабочий спуск, что очень обидно.
Хлыстик – при всей, казалось, простоте, является важнейшим элементом снасти, передающим движение руки на играющий кивок и гасящим вес рыбы при подсечке. Выбор здесь в большей степени субъективный, основанный на прочности, гибкости и легкости. Мне нравятся укороченные, длиной около 10 см.
Кивок – всему голова, ведь он не только позволяет заметить легенькую поклевку, но и вынуждает рыбу клюнуть, передавая мормышке подходящую игру. В зимней рыбалке уже много лет властвует отработанный вариант кивка – коническая лавсановая пластина с парой отверстий под жилку, одно на самом кончике, другое посередине. Считается, что длинные кивки больше подходят для ловли бели, короткие – для окуня, хотя все это условно, ведь нет общего правила, руки и приемы игры у рыбаков различные. Просто, выбирая кивок, нужно учитывать тот факт, что узкие пластины выдают более размашистые, резкие колебания, по сравнению с короткими. А вот универсальных кивков (длинный – для легкой мормышки, укоротил – для тяжелой) практически не применяют, особенно в спортивной рыбалке. Опытные рыболовы стараются под конкретную мормышку подбирать специальный кивок определенной длины, ширины и толщины. Чтобы на разного веса мормышки один вид игры передавался практически без особого изменения. Что касается «лучшего» изгиба кивка под массой мормышки, то его просто не существует – кому-то нравится рыбачить висящей отвесно «соплей», кому-то с минимальным изгибом. Выбирая для себя лучшее, опытные рыбаки обычно «пляшут от печки» — угла 40-45 градусов. Хотя у каждого кивка есть свой «лучший угол», с которым получается желанная игра.
Про леску и говорить особо нечего, уже давно миновали времена, когда лишь спортсмены ловили на «паутинки». Более того, «спортивная» леска растет в диаметрах, доходя до 0.10-0.12 мм. Ибо применение тонких» струн» (0,05-0.06 мм) не самоцель, а необходимость при слабом клеве ловить на мельчайшие мормышки, передавая им игру, а не дерганье вверх-вниз. Помимо малой разрывной нагрузки, у сверхтонких лесок есть существенный недостаток – чаще путаются, особенно на глубинах свыше 3 м и при сильном ветре. Значительно снижается скорость вываживания.
Отправляясь на озеро, водохранилище или глубокое староречье, буру как минимум пару удочек. Одну с тоненькой лесочкой 0.06 мм и малюсенькой мормышкой, вторую с приманкой потяжелее и леской 0.08-0.10 мм. Говоря о диаметрах лесок, имею в виду реальные, проверенные микрометром – себя еще обмануть можно, а вот рыбу не обманешь.
Порой, выходя на водоем, появляется сугубо «спортивное» желание – наловить побольше за короткое время. При этом, как обычно, наперед неизвестно, что и где будет ловиться лучше. Большая вероятность, что у берега будет клевать окунь, ерш. Но глубине – подлещик, которого в первую очередь и прикармливаю, просверлив пару-тройку лунок, и поспешу к берегу, пока корм пытается подтянуть рыбу. Огромное количество полосатых держится пятнами-стайками на прибрежных мелководьях. Нарваться на них можно во многих местах – у стены трости, на бугристом дне, у коряжника, камней. Но, бывает, перед глазами открывается вид на голый урез воды. Тогда от берега сверлю с полдесятка лунок на расстоянии 3-4 м, и быстро пробегаюсь по ним с мормышкой. Обычно, таким образом, обнаруживаю перепад глубин в районе метра и сосредоточиваюсь на нем. Если поклевок нет, иду сверлиться вдоль берега, стараясь не отклоняться от свала. Важно понять, как меняется глубина, ведь даже 10 см могут сыграть огромную роль, и чтобы «поймать» эти перепады, при переходах с лунки на лунку не сматываю леску на катушку, а наматываю на кисть руки.
На каждой лунке делаю не более 5-6 проводок, но когда «внутренний голос» подсказывает, что рыба пойдет лишь через несколько минут, задерживаюсь. Только сел, пошел окунек-другой, сразу брошу щепотку мотыля и поставлю флажок – начало есть! Быстренько проверяю соседние лунки с такими же глубинами, пытаюсь понять – беден участок окунем или богат. Если идет один-два окунька на несколько лунок, значит, рыбу придется добывать числом просверленных дырок. При таком раскладе стараюсь почаще бегать на глубоководные прикормленные лунки – если подходит подлещ, то можно очень быстро набрать вес на этой рыбе. Если же нахожу плотные скопления прибрежного окуня, то пытаюсь вычислить лучшие лунки, развивая клевый темп: не засиживаясь на одной дырке, даже если здесь поклевывает, но и не носиться излишне, убегая от рыбы.
При ловле в толпе рыбаки применяют простейший прием, позволяющий плотно собрать окуней вокруг рабочих лунок – закормиться мелким мотылем, бухнув в каждую дырку полную кормушку (хорошую горсть), но это получается очень уж дорогостоящий прием. При отсутствии конкурентов можно поймать не меньше, если просто поискать плотные стайки. Хотя бывает, что по-настоящему сработает лишь одна-две лунки, тогда стараюсь их «добить» полностью. Здесь имеется несколько вариантов. Первый – попробовать разные наживки. Второй – поставлю самую малюсенькую мормышку на леске 0.06 мм, которая может сильно оживить клев. «Паутинка» грозит обрывами, но есть отработанная статистика: девять из десяти обрывов случаются во время излишне резкой подсечки движением всей руки, поэтому стараюсь сечь лишь кистью. В размашистой подсечке есть еще один жирный минус – мормышка высоко взлетает, и по возвращении ко дну рыба просто тупо на нее уставится, долго настраиваясь на очередную поклевку. При короткой холостой подсечке мормышка подскочит лишь на 20-40 см, быстро вернувшись в точку поклевки, и есть большой шанс, что она тут же повторится. Третий способ расшевелить лунку – попробовать разную игру.
Совсем не обязательно все время работать с высокой частотой колебаний, нередко рыба наоборот любит плавные, размеренные движения приманки. Но порой работает лишь «бешеная трясучка», и важно наловчиться придавать мормышке значительную частоту колебаний с одновременным равномерным подъемом. Сначала с той скоростью, с которой получается лучше всего, а когда игра пойдет, попробовать менять скорость проводки, сохраняя все ту же высокую частоту. Можно использовать старинный прием, известный многим опытным мормышечникам: удочка в одной руке, а хлыстик находится между указательным и средним (или большим и указательным) пальцами другой руки. Раздвинув-сдвинув пальцы, задается какая угодно постоянная амплитуда колебаний, а нужная частота выдается рукой, удерживающей удочку. Или так: во время подъема указательный палец стучит по удочке сверху, таким несложно задавать одинаковую частоту и амплитуду, но в тоже время почти нереально добиться быстрой «трясучки».
Кроме того, существует мнение (сам его не разделяю), что стук по удочке может отпугивать рыбу. При быстрой игре обычно увеличивается и количество поклевок, но они уже плохо просматриваются на фоне быстро работающего кивка и порой схожи с задеванием леской краев лунки. Сначала для меня это было проблемой, чтобы с ней справится, делал совсем коротенькую подсечку в ответ на каждое «подозрительное» поведение кивка, затем рука сама автоматически начала сечь в нужный момент – заработали рефлексы.
Часто при прибрежных окуневых поисках нарываешься на красавицу плотву. Прикармливать такие лунки не вижу большого смысла, лучше поищу эту рыбку на более глубоких местах, тем более что окунь к полудню нередко перемещается на глубины под 2 м и более метров, особенно в солнечные дни. Ловится плотва ничуть не сложнее окуня даже на довольно толстую (0.10 мм) леску и приличного веса мормышку с быстрой игрой и скоростной проводкой. Главное, при ловле плотвы, чтобы крючок был маленьким, и наживка пришлась рыбе по душе, тогда пустых поклевок случается даже меньше, чем при ловле полосатого разбойника. Практически всю зиму по плотве отлично работает бутерброд из мотыля и репейника (или некрупного опарыша), а ближе к весне лучшие результаты показывало «чисто беленькое» — 2-3 небольших репейника или один небольшой опарыш без подсадки мотыля. Как и окунь, плотва берет во всех горизонтах воды, лишь у самой нижней кромки попадается нечасто, да и то идет откровенная мелочь.
При ловле плотвы и окуня, любящих красивую игру мормышки, в сильный ветер рыбалка превращается в сущий кошмар! Кивок болтает во все стороны, и ни о какой игре не может быть и речи – мормышка дергается, отпугивая рыбу, и поклевок почти не видно. Чем шире и длиннее кивок, тем хуже дела – увеличивается парусность, сильнее облипает снегом. Поэтому в таких условиях использую короткие, сантиметров 3-4, узкие (1-1.5 мм) кивочки, сильно изгибающиеся под весом мормышки – чем сильнее нагружены, тем лучше держат ветер. Также полезно заслониться от него спиной, но предпочитаю сидеть под небольшим углом (чтобы немного дуло в щеку), в этом случае перед грудью не образуются резкие завихрения, мотающие кивок в непредсказуемых направлениях, и играть легче.
При работе в сильный ветер сложно рассчитывать на успех, если кивок находится далеко от лунки – чем ближе, тем проще мормышить, ведь ветер дергает и леску. Идеальные условия, когда кончик кивка находится в 1-2 см от поверхности воды (когда мормышка лежит на донном грунте). Чем больше это расстояние, тем сильнее влияние на игру и короче отрезок проводки. Поэтому в таких условиях хороши низкий ящик и рука, привыкшая начинать проводку, удерживая кивок вблизи лунки, следя за тем, чтобы леска не касалась ледяной стенки. Очень удобно в ветер мормышить просто с колен (или с одного колена – кому как нравится), располагаясь максимально близко ко льду, и в большинстве случаев опытные рыбаки, да и многие спортсмены, ловят именно так. Важно только при этом использовать качественные наколенники, которые предохраняют штаны от промокания, да колени от переохлаждения и повреждения.
Бур хорош узкий – в районе 10 см (средняя «мормышечная» рыба пройдет, а сверлить толстый лед гораздо легче), хотя сгодится любой, ведь, в отличие от активного блеснения, в мормышечной рыбалке обычно сверлится значительно меньше лунок. Зато очень важно как сверлить лед, чтобы не распугать всю рыбу, особенно на небольших глубинах! Когда-то подсмотрел эффективный питерский «спортивный» вариант. На первой лунке толщина льда вычисляется количеством оборотов шнека. Далее на последних двух-трех оборотах замедляю скорость вращения, чтобы не проваливать шнек под лед. Просверлил (ножи чуть глубже нижней кромки льда), плавно достал, вывернув большую часть шуги. Если лед толстый, то в лунке останется еще достаточно крошева, тогда повторно тихонько ввожу бур до середины лунки и сделаю несколько оборотов, не поднимая и не опуская – еще часть шуги выбросится на лед. Дальше только шумовкой окончательно прочищу лунку, но не полностью, а так, чтобы сверху плавал тонкий слой, затемняющий точку ловли.
На зимней рыбалке случается такое, что как не изгаляйся, но активность рыбы все равно никакая, тогда выручает ерш, которому «по-барабану» и плохое атмосферное давление, и пониженное содержание кислорода в воде. Неспроста в феврале многие мастеровитые рыболовы берут в расчет и ерша. Причем непритязательность этой небольшой рыбешки позволяет применять достаточно толстые лески (0.10 даже 0.12 мм) и тяжелые мормышки, что очень хорошо – сильно ускоряется рыбалка. Вот только со снятием «колючки» с крючка возникают сложности. Хороший прием – надавить пальцами на жаберные крышки, ерш сразу удивленно открывает рот, позволяя быстро достать крючок. Самое же главное – не засидеться там, где поклевки не частят, и идет откровенно мелкая «колючка». Поэтому или «скошу глаз» на соседей, подсмотрев, как идут у них дела, или активно побегаю с буром. Проверка новых лунок на факт наличия в них ерша занимает минимум времени: чередую постукивание и шевеление по дну с медленным подъемом приманки максимум на полметра – при быстром ершики часто мажут.
Натаскавшись мелочи от души, временами сильно хочется поднять на лед что-то посолиднее, но охота за тем же крупным окунем с небольшой мормышкой осложняется – приманка доступна «матросикам», которые почти всегда крутятся возле старших братьев. Кроме того, солидный окунь нередко просто не реагирует на небольшие мормышки с обычными наживками. Зато уважительно относится к мальку на крупной мормышке. Рыбалка с такими приманками получается активная, удочка все время в руке, приманкой подыгрываешь в любом слое воды, меняя места – весело и увлекательно!
Главная проблема – заготовка малька. Солидный горбач неплохо реагирует на мелкого окунька, плотвичку, ерша длиной 4-5 см, которых без проблем можно натаскать под самыми берегами на миниатюрную мормышку с самым маленьким крючком, наживленным репейником, мелким мотылем, поместив живцов в небольшую емкость с водой. В сильный мороз храню снулого малька в коробке за пазухой – нормальный вариант, ведь на крючке мормышки малек все равно быстро уснет, но подыгровка заставляет рыбку активно двигаться, привлекая окуня.
Извращаться с какой-то особо сложной игрой не вижу большого смысла, окунь хорошо берет при плавных покачиваниях кивком или просто на медленном подъеме без колебаний на полметре от дна и на таком же спуске. Кивок жесткий, металлический, под весом приманки прогибается лишь чуток – таким проще играть плавно. Леска 0.2 мм. Обычно применяю тяжелую (1-1.5 г) мормышку «чечевицу» диаметром около сантиметра с крючком №8 с удлиненным цевьем. Малька цепляю за верхнюю губу. Если он слабо держится, то прокалываю обе губы. Несмотря на прочную леску, способную достать любого окуня, расход мормышек может быть значительным – на участках, где стоит хороший окунь, часто пасется и щука, которую не всегда удается достать. Щучья хватка видна сразу – рывок в сторону, леска сильно прижимается к стенке лунки. Полосатый же обычно тянет вниз или подбивает вверх, ослабляя кивок.
Мормышка с мальком – самый простой способ зимней охоты за окунем приличных размеров. Главное – отыскать его. Здесь большие наработки имеются у блеснильщиков, они любят и умеют оперативно вычислять нахождение полосатых стай. Мормышечнику же остается только внимательно понаблюдать за ними и «намотать на ус» их тактику поиска.
Источник: fishx.org