«Инструмент дьявола». Почему скрипку в старину считали особым инструментом


«Инструмент дьявола». Почему скрипку в старину считали особым инструментом

Когда слушаешь «Ноктюрн» Шопена в исполнении уникального музыканта, гениального скрипача Дэвида Гарретта, в душе рождается чувство, что только что прикоснулся к волшебству. Нежность и грусть.

В руках Гарретта поет скрипка Страдивари. И мы понимаем, что слышим божественный инструмент, тот, который передает даже яркий чистый романтизм Шопеновских фортепьянных композиций.

«Инструмент дьявола». Почему скрипку в старину считали особым инструментом

Но так воспринимали скрипку не всегда. Скрипка – инструмент, вызывавший у наших предков мистические настроения – она для них была инфернальная, связанная с потусторонними силами. Дьявол и скрипка, скрипка и дьявол – такое сочетание появляется в литературе и изобразительном искусстве из века в век.

«Инструмент дьявола». Почему скрипку в старину считали особым инструментом

«Смерть художника» (Последний друг), Зигмунд Андричевич / Zygmunt Andrychewicz

Нелепо, да?

Но людям было свойственно демонизировать воздействие искусства на их впечатлительные души.

Сколько создано легенд про картины, связанные с потусторонними силами!

Не избежала этого и скрипка.

Тембр, очень похожий на человеческий голос и «народное» происхождение породило множество легенд и преданий.

В древних сказаниях скрипку связывают с дьяволом, а скрипачей часто наделяют темными силами.

«Инструмент дьявола». Почему скрипку в старину считали особым инструментом

«Смерть Паганини», Эдвард Окунь/ Edward Okun

Первые скрипки появились на земле только лишь в эпоху Ренессанса (XIV-XVI века).

Сразу же возникли и легенды, связанные с ними.

Самая известная из них гласит, что создателем первого инструмента был не кто иной, как сам дьявол.

Князь тьмы влюбился в прекрасную земную девушку и пытался соблазнить ее, предлагая сказочные богатства.

Однако прелестница не ответила на его чувства, и тогда дьявол превратил девушку в музыкальный инструмент, чья форма так похожа на женское тело, а голос – на плач.

«Инструмент дьявола». Почему скрипку в старину считали особым инструментом

Петр Косолап — Сумасшествие (Безумный скрипач у тела умершей матери) 1863

Существует много старинных сказаний о чертовых пирушках.

Часто в сюжете присутствует скрипач, которого бесята заманивают на свою вечеринку, так как все дьявольские отродья очень любят игру на скрипке.

Прикинувшись богатым мужиком, черт приглашал деревенского музыканта на праздник, оказавшись на котором тот понимал, что дело нечисто.

Вырваться ему оттуда, если и удавалось, то с трудом.

В пессимистическом варианте музыкант был вынужден вечно ублажать чертей и ведьм своей игрой.

«Инструмент дьявола». Почему скрипку в старину считали особым инструментом

Evening song — Anna Berent (1871)

Одно из самых популярных европейских преданий – это история о красной скрипке.

Якобы скрипичный мастер добавил в лак кровь своей горячо любимой жены, после чего душа женщины вселилась в инструмент и стала мстить музыкантам, играющим на ней.

По мотивам этой старинной легенды был снят фильм «Красная скрипка».

«Инструмент дьявола». Почему скрипку в старину считали особым инструментом

Arnold Bocklin

Self-Portrait with Death Playing the Fiddle

Существует и несколько вполне реальных историй из мира музыки, которые подпитали старинные народные предания.

Одна из самых известных – это создание произведения под названием «Дьявольская соната» (или «Дьявольская трель») композитора и скрипача-виртуоза Джузеппе Тартини.

Вот как об этом рассказал сам автор в своих воспоминаниях:

«Однажды, в 1713 году, мне приснилось, что я продал душу дьяволу.

Все было так, как я желал — мой новый слуга был готов исполнить любое моё желание.

Я дал ему свою скрипку, чтобы понять, может ли он играть.

Как же я был ошеломлён, услышав такую замечательную и прекрасную сонату, исполненную с таким мастерством и искусством, которую я даже не мог представить.

Я чувствовал себя заколдованным, не мог дышать, и тут я проснулся.

Сразу же я схватил скрипку, чтобы хотя бы частично запечатлеть мой сон.

Увы!

Музыка, которую я тогда записал, является лучшим из всего написанного мной, и я все равно назвал её «Дьявольской трелью», но её отличие от того, что меня вдохновило, было столь огромно, что я разбил бы мою скрипку и навсегда распрощался с музыкой, если бы нашел возможность жить без того удовольствия, которое она мне доставляет. »

«Инструмент дьявола». Почему скрипку в старину считали особым инструментом

Франс Франкен Младший. Смерть, играющая на скрипке, ок. 1625

«Инструмент дьявола». Почему скрипку в старину считали особым инструментом

Paolo Giovanni Bedini. The violinist

«Инструмент дьявола». Почему скрипку в старину считали особым инструментом

Карикатуристы постоянно обыгрывали связь Паганини с чертом, поддерживая ходившие о нем слухи

Очень много сделал для популяризации связи скрипки с дьяволом знаменитый Никколо Паганини.

Невероятный талант, который объясняли помощью нечистого, да и сам образ музыканта, который носил длинные волосы и имел своеобразную внешность, породили множество слухов о нем при жизни.

Сам маэстро эти сплетни скорее поддерживал, так как намекал на некий секрет своего таланта, о котором он расскажет только по окончании музыкальной карьеры.

Все это привело к тому, что епископ Ниццы отказался отпевать его после смерти, и прах великого музыканта был окончательно захоронен только через 56 лет.

«Инструмент дьявола». Почему скрипку в старину считали особым инструментом

Карикатура на Паганини

«Инструмент дьявола». Почему скрипку в старину считали особым инструментом

«Сон Тартини» литография Л. Буальи

Несут на себе печать загадочности и скрипки знаменитых мастеров.

Один тот факт, что до сих пор, при всех современных технологиях сделать подобные шедевры не удается, создает почву для слухов и мифов.

Талант Антонио Страдивари народная молва чаще связывает с божественным началом.

Якобы в детстве он получил благословение самого Господа и чудесное миро, которое при добавлении в лак придает скрипкам божественное звучание.

Послушайте вот здесь «Ноктюрн» Шопенав замечательном исполнении Дэвида Гарретта на скрипке Страдивари:

А вот другого знаменитого создателя инструментов Джузеппе Гварнери еще при жизни обвиняли в связи с нечистым.

По слухам, мастер, связанный договором с орденом иезуитов, был вынужден продавать им скрипки за бесценок.

Обида и жадность привели его к сделке с дьяволом, благодаря помощи которого инструменты приобрели совершенно особые качества.

Автор: Татьяна Андрющенко

Источник: tanjand.livejournal.com



Логотип Labuda.blog
Авторизоваться с помощью: 
Яндекс.Метрика