Женщины-сюрреалистки, которые не Фрида Кало


Женщины-сюрреалистки, которые не Фрида Кало

Когда 21 августа 1933 года, восемнадцатилетняя Виолетта Нозьер призналась в отравлении своего отца, французская пресса взорвалась негодованием.

Общество считало, что Виолетта была «несерьезной девушкой», демонстрируя тенденции, типичные для недавно «эмансипированных» женщин: работа, заработок и свободная жизнь, несовместимая с девушками из рабочего класса.

Не имело значения, были ли обвинения в сексуальном насилии против ее отца правдивыми или нет, пресса решила сделать из нее антипример.

Женщины-сюрреалистки, которые не Фрида Кало

Одинокий голос инакомыслия, подали сюрреалисты.

Они избрали Виолетту своим Черным ангелом, музой, которая будет их вдохновлять.

Они хотели демонтажа капитализма и патриархата, начиная с оспаривания буржуазного восприятия женщин как хороших, бескорыстных, покорных, невежественных, набожных и послушных.

Поэзия. Свобода. Любовь. Революция.

Сюрреализм не был причудливым бегством от реальности, а расширением осведомленности.

Однако, и сюрреалисты недалеко ушли от общего восприятия женщины в то время.

Понимание женщин сюрреалистами все еще во многом основывалось на стереотипах в идеализации.

Их либо воспринимали как муз, либо восхищались ими как инфантильными, одаренными ярким воображением благодаря их наивности и предрасположенности к истерии.

И все-таки …. Они сыграли огромную положительную роль.

Именно благодаря работам художников-сюрреалистов женская идентичность действительно получила шанс расцвести, ведь они пропагандировали миф о музе.

Долгое время художников-женщин запоминали в основном по их отношениям, часто сентиментальным, с художниками-мужчинами.

И лишь в последнее время их работа была проанализирована независимо.

Вот несколько (и это далеко не все) из самых известных и изученных женщин-сюрреалистов. Понадеемся, что и многие другие будут «открыты заново».

Художницы-сюрреалисты первого поколения

Валентина Гюго

Женщины-сюрреалистки, которые не Фрида Кало

Портрет Валентина Гюго , через AWARE, Париж

Родилась в 1887 году. Получила академическое образование и училась в Школе изящных искусств в Париже. Пошла по стопам своего отца, став иллюстратором и рисовальщиком.

Известна по работе с русским балетом и французскими сюрреалистами.

У нее были прочные профессиональные отношения с Жаном Кокто.

Через Кокто Гюго познакомилась со своим будущим мужем Жаном Гюго, правнуком Виктора Гюго, и Андре Бретоном, основателем движения сюрреалистов, в 1917 году.

Женщины-сюрреалистки, которые не Фрида Кало

Изысканный труп от Валентины Гюго, Андре Бретона, Тристана Цары и Греты Кнутсон , 1933 год, через MoMA, Нью-Йорк

Выставлялась в салонах сюрреалистов в 1933 году и на выставке «Фантастическое искусство, дадаизм, сюрреализм» в МоМА в 1936 году.

Женщины-сюрреалистки, которые не Фрида Кало

Слева вверху: Поль Элюар, Андре Бретон, Тристан Цара, Бенджамин Перет, Рене Кревель, Рене Шар

Мерет Оппенгейм

Женщины-сюрреалистки, которые не Фрида Кало

Мерет Оппенгейм, возможно, был единственным сюрреалистом, обладающим авторитетом в области психоанализа. Любопытно, что она также была одним из немногих сюрреалистов, которые предпочитали Юнга Фрейду.

В 1932 году она переехала в Париж, чтобы продолжить свою художественную карьеру, познакомившись с сюрреализмом через швейцарского скульптора Альберто Джакометти. Вскоре она подружилась с остальной группой, в которую в то время входили Ман Рэй, Жан Арп, Марсель Дюшан, Дали, Эрнст и Рене Магритт.

Однажды, сидя в кафе с Мерет в 1936 году, Пикассо заметил на запястье Оппенгейм необычный браслет с меховой подкладкой.

Пикассо спросил, сколько вещей можно было улучшить с помощью небольшого количества меха, на что Оппенгейм ответила: «Даже эту чашку и блюдце».

Результатом этого игривого подшучивания стал знаменитый сюрреалистический объект Оппенгейм, Déjeuner en Fourrure, также известный как чашка с меховой подкладкой.

Произведение было куплено Альфредом Барром для недавно созданного Музея современного искусства. Считавшаяся «типичным сюрреалистическим объектом», чашка на меховой подкладке стала первой работой художницы в постоянной коллекции музея.

Хотя ее работы были восприняты коллегами-мужчинами с энтузиазмом, она все еще изо всех сил пыталась утвердиться в качестве художника и избежать роли музы и объекта вдохновения.

Ее независимый характер, расторможенность и бунтарское отношение сделали ее в глазах коллег-мужчин фетишизированным воплощением женщины-ребенка.

Это пренебрежительное отношение проявляется в словах Эрнста: «Кто покрывает суповую ложку роскошным мехом? Маленькая Мерет. Кто нас перерос? Маленькая Мерет.

Последствия антисемитизма для практики ее отца и сюрреалистическая диаспора во время Второй мировой войны вынудили ее вернуться в Швейцарию. Здесь она впала в глубокую депрессию и почти на двадцать лет исчезла из поля зрения общественности.

Работая на протяжении 1960-х и 1970-х годов, она в конце концов дистанцировалась от движения.

Сочувствуя феминизму, она, однако, никогда не изменяла своему юнгианскому убеждению в том, что между мужчинами и женщинами не существует разницы, и категорически отказывалась участвовать в выставках «только для женщин».

Валентина Пенроуз

Женщины-сюрреалистки, которые не Фрида Кало

.

Забытая сюрреалистическая жемчужина, одна из самых критичных и непочтительных женщин-сюрреалистов.

Посвятила большую часть своей жизни разрушению буржуазного восприятия женщин как по своей природе хороших, самоотверженных, почитающих мужа, покорных, невежественных, набожных, трудолюбивых, послушных жену и дочерей.

Женщины-сюрреалистки, которые не Фрида Кало

Одна из первых женщин, присоединившихся к движению, Пенроуз была очарована примерами неортодоксальных женщин, и сама вела нетрадиционный образ жизни.

Женщины-сюрреалистки, которые не Фрида Кало
Женщины-сюрреалистки, которые не Фрида Кало

Мари Черминова

Женщины-сюрреалистки, которые не Фрида Кало

Мари Черминова 1902 год рождения, Тойен была частью чешского сюрреализма.

Тойен взяла псевдоним, нейтральный в гендерном отношении. Сексуально неоднозначный персонаж, Тойен полностью игнорировала гендерные условности, нося как мужскую, так и женскую одежду и принимая местоимения обоих полов.

Женщины-сюрреалистки, которые не Фрида Кало

Сюрреалиска второго поколения Доротея Таннинг

Женщины-сюрреалистки, которые не Фрида Кало

Доротея Таннинг, Напряжение, 1942 г., Бонн 2020, Фото: Йохен Литткеманн, Берлин

И третьего: Бриджит Бейт Тиченор

Женщины-сюрреалистки, которые не Фрида Кало
Женщины-сюрреалистки, которые не Фрида Кало

Бриджит Бейт Тиченор, «Сюрреалисты», 1956. Масонит, масло. Частная коллекция. Фото: предоставлено галереей Di Donna.

Но это уже другие истории.

Автор: Татьяна Андрющенко

Источник: tanjand.livejournal.com



Логотип Labuda.blog
Авторизоваться с помощью: 
Яндекс.Метрика