Джентилески, изнасилованная и оскорбленная


Джентилески, изнасилованная и оскорбленная

Ужасно видеть, насколько идентичным было судебное разбирательство по делу об изнасиловании, проведенное 400 лет назад, с судебным разбирательством по делу об изнасиловании в 2000 году — потому что оно никогда не менялось. Давайте вспомним Артемизию Джентилески — героиню итальянского барокко. Ее популярность растет, пишут о ней очень много. В следующем году начнут снимать сериал о великой художнице. Скучным он, думаю, не будет – жизнь Джентилески насыщена и драмой, и горем. И признанием.

Джентилески, изнасилованная и оскорбленная

Мария Магдалина (1615–1616)

Однажды отец нанял своего друга, которому доверял, обучать живописи таланливую дочь.

С тех пор жизнь Артемизии изменилась навсегда.

У нее была дуэнья, которая считалась еще и подругой.

И вот однажды ночью 1611 года, воспользовавшись отъездом хозяина, эта «подруга» впустила мерзавца в спальню своей подопечной.

Вскоре оттуда послышались крики о помощи, но дуэнья осталась к ним безучастна.

Деньги, наверно, звенели в кармане.

Несмотря на негласные правила общества, Артемизия не смолчала и стала требовать суда над негодяем.

После огласки этого события ее «бартерная ценность» сильно упала.

Трудно представить себе, что пережила 17-ти летняя целомудренная девчонка, заявив во весь голос о насилии над ней.

Даже подать в суд она не имела права, потому что была женщиной.

От ее имени это сделал отец, сославшись на повреждение имущества!!!

Джентилески, изнасилованная и оскорбленная

Юдифь, обезглавливающая Олоферна

Насильника звали Агостино Тасси. Это был повеса с мутными делами – говорили, что он причастен к смерти первой жены.

Состоялся суд по требованию Джентилески.

Тасси оскорблял девушку, говорил, что она шлюха, а значит, не может быть изнасилованной – так тогда считалось.

Он представлял письма, которые она якобы писала своим любовникам.

Но Артемизия была неграмотной!

Суд длился 7 месяцев, за это время акушерки осмотрели Артемизию в присутствии судей, и к ней применили пытки, чтобы убедиться, что она не лжет. Едва не теряя сознание от боли, она продолжала выкрикивать одно и то же: «Это правда! Правда, правда!». Увечили ее руки.

Это у нас сегодня считается, что если тебя пытали, то показания не могут быть использованы, а в то чудесное далекое время всем было наоборот.

Агостино Тасси все-таки был обвинен — пять лет принудительных работ или изгнание из Рима. Он выбрал второе, но не уехал в итоге.

Влиятельные покровители-заказчики помогли, и вскоре торговки и лавочники судачили на улицах, что он победил, а Артемизия проиграла.

Джентилески, изнасилованная и оскорбленная

Allegory of Inclination, 1615

– 1616, ceiling canvas Casa Buonarroti, Galleria, Florence.

Отец был раздавлен — боялся, что теперь его перестанут пускать во влиятельные дома и он потеряет заказы. Он тоже во всем обвинил дочь.

Для художницы процесс не закончился до самой ее смерти.

Пережитые унижения стали вдохновением для творчества.

Картины Джентилески обличали мужское насилие и воспевала силу духа женщин.

«Юдифь, обезглавливающая Олоферна», первая картина, которую она написала после процесса, просто насыщена мрачной решимостью и местью.

И дальше судьба ей не улыбалась, но Артемизия была удивительного боевого духа женщиной.

Дух, который побуждает очень одаренного человека без компромиссов гордо стоять со своими сверстниками.

О ее дальнейшей жизни позже, в другом посте.

Джентилески, изнасилованная и оскорбленная

Свою первую большую картину «Сусанна и старцы» Артемизия написала тогда же — в 17лет.

Согласно легенде, за купающейся в саду Сусанной подглядывала пара почтенных судей, которые затем пытались шантажом принудить ее к связи, угрожая ложным обвинением в прелюбодеянии.

Но и под страхом смертного приговора девушка не согласилась. Спас ее от расправы пророк Даниил.

В эпоху Ренессанса и барокко вина перекладывается на Сусанну — ее изображают не просто обнаженной, но с вызовом глядящей на зрителя или — тщеславно — в зеркало, старцы же зачастую отходят на второй план — они просто прячутся и подглядывают.

Артемизия возвращается к средневековой трактовке сюжета.

Ее картина была написана во время судебного процесса, на котором художница смело, со всеми подробностями описала действия насильника и свои.

Джентилески, изнасилованная и оскорбленная

Даная

Джентилески, изнасилованная и оскорбленная

Автопортрет в виде аллегории живописи, Артемизия Джентилески, 1630 год

Сегодня работы художницы хранятся в коллекциях Метрополитен-музея в Нью-Йорке, Музея Прадо в Мадриде и Музея Каподимонте в Неаполе и других.

Автор: Татьяна Андрющенко

Источник: tanjand.livejournal.com